Литературные направления
Классицизм
Художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 веков. Название образовано от латинского "classicus" - образцовый.
Особенности:
1. Обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
2. Рационализм. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания.
3. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. Индивидуальные признаки и черты он отбрасывает.
4. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.
5. Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на "высокие" и "низкие" (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки. Ведущий жанр - трагедия.
6. Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип "единства места, времени и действия", что означало: действие пьесы должно происходить в одном месте, время действия должно быть ограничено временем действия спектакля, в пьесе должна быть отражена одна центральная интрига, не перебиваемая побочными действиями.
Классицизм зародился и получил своё название во Франции (П.Корнель, Ж.Расин, Ж.Лафонтен и др). После Великой Французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.
Романтизм
Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца 18-го - первой половины 19 века. В 18 веке романтическим именовалось всё фактическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности.
Основные признаки:
1. Романтизм - наиболее яркая форма протеста против пошлости, обыденности и прозаичности буржуазной жизни. Социально-идеологические предпосылки - разочарование в результатах Великой французской революции и плодах цивилизации вообще.
2. Общая пессимистическая направленность - идеи "космического пессимизма", "мировой скорби".
3. Абсолютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам.
4. "Двоемирие", то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу. Романтическому герою подвластны духовное озарение, вдохновение, благодаря чему он проникает в этот идеальный мир.
5. "Местный колорит". Противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, её стихией. Именно поэтому у романтиков так часто возникают в качестве места действия экзотические страны и их природа.
Сентиментализм.
Течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины 18-го – начала 19 вв.
Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство.
Путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств. Отсюда большой демократизм сентиментализма и открытие им богатого духовного мира простых людей.
Близок предромантизму.
Основные признаки:
1. Верен идеалу нормативной личности.
2. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом, главным в человеческой природе объявлял чувство, а не разум.
3. Условием формирования идеальной личности считал не "разумное переустройство мира", а высвобождение и совершенствование "естественных чувств".
4. Сентиментализм открывал богатый духовный мир простолюдина. Это одно из его завоеваний.
5. В отличии от романтизма, сентиментализму чуждо "иррациональное": противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.
Характерные особенности русского сентиментализма:
а) Достаточно чётко выражены рационалистические тенденции;
б) Сильна нравоучительная установка;
в) Просветительские тенденции;
г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.
Излюбленные жанры сентименталистов - элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.
Натурализм
Литературное направление, сложившееся в последней трети 19-го века в Европе и США.
Характерные особенности:
1. Стремление к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера. Основной задачей натуралистов было изучить общество с той же полнотой, с какой ученый изучает природу. Художественное познание уподоблялось научному.
2. Художественное произведение рассматривалось как "человеческий документ", а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществлённого в нём акта познания.
3. Натуралисты отказывались от морализирования, полагая, что изображённая с научным беспристрастием действительность сама по себе достаточно выразительна. Они считали, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Отсюда в произведениях натуралистов часто возникали бессюжетность и общественное безразличие.
Реализм.
Правдивое изображение реальной действительности.
Литературное направление, сложившееся в Европе в начале 19 века и остающееся одним из основных направлений современной мировой литературы.
Основные признаки реализма:
1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
2. Литература в реализме является средством познания человеком самого себя и окружающего мира.
3. Познание действительности идёт при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности. Типизация характеров в реализме осуществляется через "правдивость деталей" конкретных условий бытия персонажей.
4. Реалистическое искусство - искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. В отличие от романтизма, философским основанием реализма является гностицизм, вера в познаваемость окружающего мира.
5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии. Оно способно обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых социальных явлений и отношений, новых психологических и общественных типов.
Символизм.
Литературно-художественное направление конца 19-го - начала 20 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 70-х. гг. 19 века в творчестве французских поэтов П Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.
Символизм возник на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа.
Оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.
Основные признаки:
1. Преемственная связь с романтизмом. Теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р.Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.
2. Символизм был преимущественно устремлён к художественному ознаменованию "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ. Символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы и символическое обнаружение соответствий и аналогий.
3. Музыкальная стихия объявлялась символистами проосновой жизни и искусства. Отсюда - господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.
4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.
Акмеизм.
Течение в русской поэзии 20-го века, которое сформировалось как антитеза символизму.
Мистическим устремлениям символизма к "непознаваемому" акмеисты противопоставляли "стихию естества", декларировали конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", возврат слову его изначального, не символического смысла.
Это литературное течение утвердилось в теоретических работах и художественной практике Н.С.Гумилёва, С.М.Городецкого, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А.Зенкевича, Г.В.Иванова и других писателей и поэтов. Все они объединились в группу "Цех поэтов" (действовала с 1911 - 1914, возобновилась в 1920 - 22гг.). В 1912 - 13гг. издавали журнал "Гиперборей" (редактор М.Л. Лозинский).
Футуризм.
(Произошло от латинского futurum – будущее).
Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала 20-го века. Наибольшее развитие получило в Италии и России.
Общая основа движения - стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" (Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества".
Основные признаки:
1. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации с её динамикой, безличностью и аморализмом.
2. Стремление передать фиксируемый сознанием "человека толпы" хаотический пульс технизированной "интенсивной жизни", мгновенной смены событий-переживаний.
3. Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и вообще культ силы, апологии войны как "гигиены мира", что впоследствии привело некоторых из них в лагерь Муссолини.
Русский футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное явление, имел с ним мало общего. История русского футуризма складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырёх основных группировок:
а) "Гилея" (кубофутуристы) - В.В.Хлебников, Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, Б.К.Лифшиц;
б) "Ассоциация эгофутуристов" - И.Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов, В.И.Гнедов и др.;
в) "Мезонин поэзии" - Хрисанф, В.Г.Шершеневич, Р.Ивнев и др.;
г) "Центрифуга" - С.П.Бобров, Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, К.А.Большаков и др.
Имажинизм.
Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.
Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.
Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.
На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.
Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.
Имажинизм фактически распался в 1925 году. В 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенин, по общепринятой версии, покончил с собой, Николай Эрдман был репрессирован.
Роды литературы
Различают три основных рода литературы: эпос, лирика и драма.
Эпос – род литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях.
Эпос – род литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях.
Жанры эпоса.
В зависимости от временного охвата событий различают крупные, средние и малые жанры эпической литературы:
1) крупные жанры – эпопея, роман, эпическая поэма;
2) средний жанр – повесть;
3) малые жанры – рассказ, новелла, художественный очерк.
К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.
В зависимости от временного охвата событий различают крупные, средние и малые жанры эпической литературы:
1) крупные жанры – эпопея, роман, эпическая поэма;
2) средний жанр – повесть;
3) малые жанры – рассказ, новелла, художественный очерк.
К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.
Лирика – род литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли.
Характерные особенности лирики:
стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер.
Тематически различают лирику пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д.
Жанры лирики:
песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия, гимн т.д.
Характерные особенности лирики:
стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер.
Тематически различают лирику пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д.
Жанры лирики:
песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия, гимн т.д.
Драма – род литературы, в котором взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в форме монологов и диалогов.
Жанры драматургических произведений:
трагедия, комедия, собственно драма, мелодрама, водевиль.
трагедия, комедия, собственно драма, мелодрама, водевиль.
Виды (жанры) литературы
Баллада
Лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
Комедия
Вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
Лирическое стихотворение
Вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
Особенности: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер.
Особенности: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер.
Мелодрама
Вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
Новелла
Повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.
Ода
Поэтическое или музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью. Известные оды:
Ломоносов: "Ода на взятие Хотина, "Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны".
Державин: "Фелица", "Властителям и судиям", "Вельможа", "Бог", "Видение мурзы", "На смерть князя Мещерского", "Водопад".
Ломоносов: "Ода на взятие Хотина, "Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны".
Державин: "Фелица", "Властителям и судиям", "Вельможа", "Бог", "Видение мурзы", "На смерть князя Мещерского", "Водопад".
Очерк
Самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
Песня
Самый древний вид лирической поэзии. Стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
Повесть
Средний между рассказом и романом эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа. В ней больше событий и действующих лиц, чем в рассказе. Но в отличие от романа, в повести, как правило, одна сюжетная линия.
Поэма
Вид лироэпического произведения, стихотворное сюжетное повествование.
Пьеса
Общее название драматургических произведений (трагедии, комедии, драмы, водевиля). Пишется автором для исполнения на сцене.
Рассказ
Малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик. Мастерами рассказа были А.П.Чехов, В.В.Набоков, А.П.Платонов, К.Г.Паустовский, О.П.Казаков, В.М.Шукшин.
Роман
Большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни.
Характерные свойства романа:
- многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц;
- наличие системы равнозначных персонажей;
- охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем;
- значительная временная протяженность действия.
Примеры романов: «Идиот» Ф.М.Достоевского, «Отцы и дети» И.С.Тургенева.
Характерные свойства романа:
- многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц;
- наличие системы равнозначных персонажей;
- охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем;
- значительная временная протяженность действия.
Примеры романов: «Идиот» Ф.М.Достоевского, «Отцы и дети» И.С.Тургенева.
Трагедия
Вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
Эпопея
Самый крупный жанр эпической литературы. Различают:
1. древние фольклорные эпопеи разных народов - произведения на мифологические или исторические сюжеты, рассказывающие о героической борьбе народа с силами природы, иноземными захватчиками, колдовскими силами и т. п
2. роман (или цикл романов), изображающий большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.).
Для эпопеи характерны:
- широкий географический охват,
- отражение жизни и быта всех слоев общества,
- народность содержания.
Примеры эпопеи: "Война и мир" Л.Н.Толстого, "Тихий Дон" М. А.Шолохова, "Живые и мертвые" К.М.Симонова, "Доктор Живаго" Б.Л.Пастернака.
1. древние фольклорные эпопеи разных народов - произведения на мифологические или исторические сюжеты, рассказывающие о героической борьбе народа с силами природы, иноземными захватчиками, колдовскими силами и т. п
2. роман (или цикл романов), изображающий большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.).
Для эпопеи характерны:
- широкий географический охват,
- отражение жизни и быта всех слоев общества,
- народность содержания.
Примеры эпопеи: "Война и мир" Л.Н.Толстого, "Тихий Дон" М. А.Шолохова, "Живые и мертвые" К.М.Симонова, "Доктор Живаго" Б.Л.Пастернака.
Сюжет. Элементы сюжета
Сюжет литературного произведения – это логическая последовательность действий героев.
Элементы сюжета:
экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Экспозиция - вступительная, исходная часть сюжета, предшествующая завязке. В отличие от завязки, не влияет на ход последующих событий в произведении, а намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.
Завязка - событие, с которого начинается развитие действия в произведении. Чаще всего в завязке намечается конфликт.
Кульминация - момент наивысшего напряжения сюжетного действия, в котором конфликт достигает критической точки своего развития. Кульминацией может быть решающее столкновение героев, переломное событие в их судьбе или же ситуация, которая максимально полно раскрывает их характеры и особенно ярко выявляет конфликтную ситуацию.
Развязка – заключительная сцена; положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий.
Элементы сюжета:
экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Экспозиция - вступительная, исходная часть сюжета, предшествующая завязке. В отличие от завязки, не влияет на ход последующих событий в произведении, а намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.
Завязка - событие, с которого начинается развитие действия в произведении. Чаще всего в завязке намечается конфликт.
Кульминация - момент наивысшего напряжения сюжетного действия, в котором конфликт достигает критической точки своего развития. Кульминацией может быть решающее столкновение героев, переломное событие в их судьбе или же ситуация, которая максимально полно раскрывает их характеры и особенно ярко выявляет конфликтную ситуацию.
Развязка – заключительная сцена; положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий.
Элементы драмы
Ремарка
Пояснение, которое даёт автор в драматургическом произведении, описывая, как он себе представляет внешность, возраст, поведение, чувства, жесты, интонации действующих лиц, обстановку на сцене. Ремарки являются указаниями для исполнителей ролей и режиссёра, ставящего пьесу, пояснением для читателей.
Реплика
Высказывание, фраза персонажа, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа.
Диалог
Общение, разговор, высказывания двух или более действующих лиц, реплики которых следуют поочередно и имеют значение поступков.
Монолог
Речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. Способ раскрыть душевное состояние персонажа, показать его характер, познакомить зрителя с обстоятельствами действия, которые не получили сценического воплощения.
Пояснение, которое даёт автор в драматургическом произведении, описывая, как он себе представляет внешность, возраст, поведение, чувства, жесты, интонации действующих лиц, обстановку на сцене. Ремарки являются указаниями для исполнителей ролей и режиссёра, ставящего пьесу, пояснением для читателей.
Реплика
Высказывание, фраза персонажа, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа.
Диалог
Общение, разговор, высказывания двух или более действующих лиц, реплики которых следуют поочередно и имеют значение поступков.
Монолог
Речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. Способ раскрыть душевное состояние персонажа, показать его характер, познакомить зрителя с обстоятельствами действия, которые не получили сценического воплощения.
Литературно-поэтические приемы
Аллегория
Аллегория – это выражение отвлеченных понятий через конкретные художественные образы.
Примеры аллегории:
Глупого и упрямого часто называют Ослом, труса – Зайцем, хитрого – Лисой.
Примеры аллегории:
Глупого и упрямого часто называют Ослом, труса – Зайцем, хитрого – Лисой.
Аллитерация (звукопись)
Аллитерация (звукопись) – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). При этом большое значение имеет высокая частотность данных звуков на относительно небольшом речевом участке.
Однако если повторяются целые слова или словоформы, как правило, об аллитерации речь не идет. Для аллитерации характерно нерегулярное повторение звуков и именно в этом и заключается основная особенность данного литературного приема.
От рифмы аллитерация отличается в первую очередь тем, что повторяющиеся звуки сосредотачиваются не в начале и конце строки, а абсолютно производно, хотя и с высокой частотностью. Вторым отличием же является тот факт, что аллитерируются, как правило, согласные звуки. К основным функциям литературного приема аллитерации относятся звукоподражание и подчинение семантики слов ассоциациям, которые вызывают у человека звуки.
Примеры аллитерации:
"Где роща ржуща ружей ржет".
Однако если повторяются целые слова или словоформы, как правило, об аллитерации речь не идет. Для аллитерации характерно нерегулярное повторение звуков и именно в этом и заключается основная особенность данного литературного приема.
От рифмы аллитерация отличается в первую очередь тем, что повторяющиеся звуки сосредотачиваются не в начале и конце строки, а абсолютно производно, хотя и с высокой частотностью. Вторым отличием же является тот факт, что аллитерируются, как правило, согласные звуки. К основным функциям литературного приема аллитерации относятся звукоподражание и подчинение семантики слов ассоциациям, которые вызывают у человека звуки.
Примеры аллитерации:
"Где роща ржуща ружей ржет".
«Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости».
(В.В.Маяковский)
Анафора
Повторение слов, словосочетаний или сочетаний звуков в начале предложения, строки или абзаца.
Например:
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза»
(С.Есенин).
Черноглазую девицу
Черногривого коня!
(М.Лермонтов)
Довольно часто анафора, как литературный прием, образует симбиоз с таким литературным приемом, как градация, то есть повышение эмоционального характера слов в тексте.
Например:
«Умирает скот, умирает друг, умирает сам человек».
Например:
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза»
(С.Есенин).
Черноглазую девицу
Черногривого коня!
(М.Лермонтов)
Довольно часто анафора, как литературный прием, образует симбиоз с таким литературным приемом, как градация, то есть повышение эмоционального характера слов в тексте.
Например:
«Умирает скот, умирает друг, умирает сам человек».
Антитеза (противопоставление)
Антитеза (или противопоставление) – это сопоставление слов или словосочетаний, резко различных или противоположных по смыслу.
Антитеза позволяет произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Также в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.
Примеры антитезы:
Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем (М.Лермонтов).
Кто был ничем, тот станет всем.
Антитеза позволяет произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Также в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.
Примеры антитезы:
Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем (М.Лермонтов).
Кто был ничем, тот станет всем.
Антономасия
Антономасия — выразительное средство, при употреблении которого автор использует имя собственное вместо имени нарицательного для образного раскрытия характера персонажа.
Примеры антономасии:
Он Отелло (вместо «Он большой ревнивец»)
Скупого часто называют Плюшкиным, пустого мечтателя – Маниловым, человека с чрезмерными амбициями – Наполеоном и т.д.
Примеры антономасии:
Он Отелло (вместо «Он большой ревнивец»)
Скупого часто называют Плюшкиным, пустого мечтателя – Маниловым, человека с чрезмерными амбициями – Наполеоном и т.д.
Апострофа, обращение
При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.
Ассонанс
Ассонанс – это особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки. Существует два немного различающихся применения ассонанса.
1) Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит. Например:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие макушки –
Французы тут как тут.
(М.Ю. Лермонтов)
2) Ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Например, «город-молот», «царевна-несравненна».
Одним из хрестоматийных примеров использования, как рифмы, так и ассонанса в одном четверостишии является отрывок из поэтического произведения В. Маяковского:
Превращусь не в Толстого, так в толстого –
Ем, пишу, от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.
1) Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит. Например:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие макушки –
Французы тут как тут.
(М.Ю. Лермонтов)
2) Ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Например, «город-молот», «царевна-несравненна».
Одним из хрестоматийных примеров использования, как рифмы, так и ассонанса в одном четверостишии является отрывок из поэтического произведения В. Маяковского:
Превращусь не в Толстого, так в толстого –
Ем, пишу, от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.
Восклицание
Восклицание может появиться в любом месте стихотворного произведения, но, как правило, авторы используют его, интонационно выделяя особо эмоциональные моменты в стихе. При этом автор акцентирует внимание читателя на особенно взволновавшем его моменте, сообщая ему свои переживания и чувства.
Гипербола
Гипербола – это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
Пример гиперболы:
Одни дома длиною до звезд, другие - длиной до луны; до небес баобабы (Маяковский).
Пример гиперболы:
Одни дома длиною до звезд, другие - длиной до луны; до небес баобабы (Маяковский).
Звукопись, аллитерация
Аллитерация (звукопись) – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). При этом большое значение имеет высокая частотность данных звуков на относительно небольшом речевом участке.
Однако если повторяются целые слова или словоформы, как правило, об аллитерации речь не идет. Для аллитерации характерно нерегулярное повторение звуков и именно в этом и заключается основная особенность данного литературного приема.
От рифмы аллитерация отличается в первую очередь тем, что повторяющиеся звуки сосредотачиваются не в начале и конце строки, а абсолютно производно, хотя и с высокой частотностью. Вторым отличием же является тот факт, что аллитерируются, как правило, согласные звуки. К основным функциям литературного приема аллитерации относятся звукоподражание и подчинение семантики слов ассоциациям, которые вызывают у человека звуки.
Примеры аллитерации:
"Где роща ржуща ружей ржет".
От рифмы аллитерация отличается в первую очередь тем, что повторяющиеся звуки сосредотачиваются не в начале и конце строки, а абсолютно производно, хотя и с высокой частотностью. Вторым отличием же является тот факт, что аллитерируются, как правило, согласные звуки. К основным функциям литературного приема аллитерации относятся звукоподражание и подчинение семантики слов ассоциациям, которые вызывают у человека звуки.
Примеры аллитерации:
"Где роща ржуща ружей ржет".
«Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости».
(В.В.Маяковский)
Инверсия
От лат. inversio - перестановка.
Изменение традиционного порядка слов в предложении для придания фразе более выразительного оттенка, интонационного выделения какого-либо слова.
Примеры инверсии:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом... (М.Ю.Лермонтов)
Традиционной порядок требует иного построения: Белеет одинокий парус в голубом тумане моря. Но это уже будет не Лермонтов и не его великое творение.
Другой великий русский поэт Пушкин считал инверсию одной из главных фигур поэтической речи, причем нередко поэт использовал не только контактную, но и дистанционную инверсию, когда при перестановке слов между ними вклиниваются другие слова: «Покорный Перуну старик одному...».
Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины. В прозаических произведениях инверсия служит для расстановки логических ударений, для выражения авторского отношения к героям и для передачи их эмоционального состояния.
Изменение традиционного порядка слов в предложении для придания фразе более выразительного оттенка, интонационного выделения какого-либо слова.
Примеры инверсии:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом... (М.Ю.Лермонтов)
Традиционной порядок требует иного построения: Белеет одинокий парус в голубом тумане моря. Но это уже будет не Лермонтов и не его великое творение.
Другой великий русский поэт Пушкин считал инверсию одной из главных фигур поэтической речи, причем нередко поэт использовал не только контактную, но и дистанционную инверсию, когда при перестановке слов между ними вклиниваются другие слова: «Покорный Перуну старик одному...».
Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины. В прозаических произведениях инверсия служит для расстановки логических ударений, для выражения авторского отношения к героям и для передачи их эмоционального состояния.
Ирония
Ирония – сильное выразительное средство, имеющее оттенок насмешки, иногда легкой издевки. При употреблении иронии автор использует слова с противоположным по смыслу значением так, чтобы читатель сам догадался об истинных свойствах описываемого объекта, предмета или действия.
Каламбур
Игра слов. Остроумное выражение, шутка, основанные на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова.
Примеры каламбура в литературе:
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин)
Примеры каламбура в литературе:
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин)
И прежде служивший мне стих,
Струною оборванный, стих.
(Д.Д.Минаев)
Весна хоть кого с ума сведет. Лед – и тот тронулся.
(Э.Кроткий)
Литота
Противоположность гиперболе, образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
Пример литоты:
Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах... а сам с ноготок! (Некрасов)
Пример литоты:
Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах... а сам с ноготок! (Некрасов)
Метафора
Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве.
Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.
Чаще всего при использовании метафоры автор, раскрывая свойства одушевленного объекта, использует слова, употребление которых характерно для описания неодушевленных предметов, и наоборот.
Примеры метафор:
Море проблем.
Глаза горят.
Кипит желание.
Полдень пылал.
Лес голосов.
Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.
Чаще всего при использовании метафоры автор, раскрывая свойства одушевленного объекта, использует слова, употребление которых характерно для описания неодушевленных предметов, и наоборот.
Примеры метафор:
Море проблем.
Глаза горят.
Кипит желание.
Полдень пылал.
Лес голосов.
Метонимия
При использовании метонимии автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие.
Примеры метонимии:
Все флаги в гости будут к нам.
(здесь флаги замещают страны).
Я три тарелки съел.
(здесь тарелка замещает кушанье).
Примеры метонимии:
Все флаги в гости будут к нам.
(здесь флаги замещают страны).
Я три тарелки съел.
(здесь тарелка замещает кушанье).
Обращение, апострофа
При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.
Оксюморон
Нарочитое сочетание противоречивых понятий.
Пример:
Смотри, ей весело грустить
Такой нарядно-обнаженной
(А.Ахматова)
Пример:
Смотри, ей весело грустить
Такой нарядно-обнаженной
(А.Ахматова)
Олицетворение
Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных.
Эти признаки подбираются по тому же принципу, что и при употреблении метафоры. В конечном итоге у читателя возникает особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некоего живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам.
Примеры олицетворения:
Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?
(А.В.Кольцов)
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше…
(М.В.Исаковский)
Эти признаки подбираются по тому же принципу, что и при употреблении метафоры. В конечном итоге у читателя возникает особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некоего живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам.
Примеры олицетворения:
Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?
(А.В.Кольцов)
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше…
(М.В.Исаковский)
Парцелляция
Парцелляция – это синтаксический прием, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки и выделяется на письме как самостоятельные предложения.
Пример парцелляции:
«Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить» (Шукшин).
Автор для выразительности интонационно разбил на несколько частей одно предложение: «Он тоже пошёл в магазин купить сигарет».
Пример парцелляции:
«Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить» (Шукшин).
Автор для выразительности интонационно разбил на несколько частей одно предложение: «Он тоже пошёл в магазин купить сигарет».
Перифраза
Перифраза – это выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова.
Примеры перифразы:
Царь зверей (вместо лев)
Мать русских рек (вместо Волга)
Примеры перифразы:
Царь зверей (вместо лев)
Мать русских рек (вместо Волга)
Плеоназм
Многословие, употребление логически излишних слов.
Примеры плеоназма в быту:
В мае месяце (достаточно сказать: в мае).
Местный абориген (достаточно сказать: абориген).
Белый альбинос (достаточно сказать: альбинос).
Я там был лично (достаточно сказать: Я там был).
Примеры плеоназма в быту:
В мае месяце (достаточно сказать: в мае).
Местный абориген (достаточно сказать: абориген).
Белый альбинос (достаточно сказать: альбинос).
Я там был лично (достаточно сказать: Я там был).
В литературе плеоназм часто используется как стилистический прием, средство выразительности.
Например:
Грусть-тоска.
Море-океан.
Психологизм
Углубленное изображение психических, душевных переживаний героя.
Рефрен
Повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного куплета. Когда рефрен разрастается до целой строфы, он обычно называется припевом.
Риторический вопрос
Предложение в форме вопроса, на который не ожидается ответа.
Пример:
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
(А.С.Пушкин)
Пример:
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
(А.С.Пушкин)
Риторическое обращение
Обращение, адресованное отвлеченному понятию, неодушевленному предмету, отсутствующему лицу. Способ усилить выразительность речи, выразить отношение к тому или иному лицу, предмету.
Пример:
Русь! куда же несешься ты?
(Н.В.Гоголь)
Пример:
Русь! куда же несешься ты?
(Н.В.Гоголь)
Сравнения
Сравнение — один из выразительных приемов, при употреблении которого определенные, наиболее характерные для предмета или процесса свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета или процесса. При этом проводится такая аналогия, чтобы предмет, свойства которого используются в сравнении, был более известен, чем описываемый автором объект. Также неодушевленные предметы, как правило, сравниваются с одушевленными, а отвлеченное либо духовное с материальным.
Пример сравнения:
то жизнь моя пропела – провыла –
Прогудела – как осенний прибой –
И проплакала сама над собой.
(М.Цветаева)
Пример сравнения:
то жизнь моя пропела – провыла –
Прогудела – как осенний прибой –
И проплакала сама над собой.
(М.Цветаева)
Символ
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе переносное значение, и этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины.
Примеры символов:
заря, утро – символы молодости, начала жизни;
ночь – символ смерти, конца жизни;
снег – символ холода, холодного чувства, отчуждения.
Символ заключает в себе переносное значение, и этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины.
Примеры символов:
заря, утро – символы молодости, начала жизни;
ночь – символ смерти, конца жизни;
снег – символ холода, холодного чувства, отчуждения.
Синекдоха
Замена названия предмета или явления названием части этого предмета или явления. Говоря короче, замена названия целого названием части этого целого.
Примеры синекдохи:
Родной очаг (вместо «родной дом»).
Плывет парус (вместо «плывет парусная лодка»).
«…и слышно было до рассвета,
как ликовал француз...» (Лермонтов)
(здесь «француз» вместо «французские солдаты»).
Примеры синекдохи:
Родной очаг (вместо «родной дом»).
Плывет парус (вместо «плывет парусная лодка»).
«…и слышно было до рассвета,
как ликовал француз...» (Лермонтов)
(здесь «француз» вместо «французские солдаты»).
Тавтология
Повторение другими словами того, что уже было сказано, а значит, не содержащее новой информации.
Примеры:
Автомобильные шины – это шины для автомобиля.
Мы объединились воедино.
Примеры:
Автомобильные шины – это шины для автомобиля.
Мы объединились воедино.
Троп
Троп - это выражение либо слово, употребленное автором в переносном, иносказательном смысле. Благодаря употреблению троп автор дает описываемому предмету или процессу яркую характеристику, которая вызывает у читателя определенные ассоциации и, как следствие, более острую эмоциональную реакцию.
Типы троп:
метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония.
Типы троп:
метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония.
Умолчание
Умолчание – стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя; говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, не требующих подробного или дополнительного объяснения. Нередко стилистический эффект умолчания заключается в том, что неожиданно прерванная речь дополняется выразительным жестом.
Примеры умолчания:
Баснь эту можно бы и боле пояснить –
Да чтоб гусей не раздразнить…
(И.А.Крылов)
Здесь автор намеренно не заканчивает фразу, но явно подразумевается: «Лучше помолчим».
Примеры умолчания:
Баснь эту можно бы и боле пояснить –
Да чтоб гусей не раздразнить…
(И.А.Крылов)
Здесь автор намеренно не заканчивает фразу, но явно подразумевается: «Лучше помолчим».
Усиление (градация)
Градация (или усиление) – это ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость передаваемых чувств, излагаемой мысли или описываемого события.
Пример восходящей градации:
Не жалею, не зову, не плачу…
(С.Есенин)
В заботе сладостно туманной
Не час, не день, не год уйдет.
(Е.Баратынский)
Пример нисходящей градации:
Ему обещает полмира, А Францию только себе.
Пример восходящей градации:
Не жалею, не зову, не плачу…
(С.Есенин)
В заботе сладостно туманной
Не час, не день, не год уйдет.
(Е.Баратынский)
Пример нисходящей градации:
Ему обещает полмира, А Францию только себе.
Эвфемизм
Нейтральное по смыслу слово или выражение, которыми в разговоре заменяют другие выражения, считающиеся неприличными или неуместными в данном случае.
Примеры:
Схожу попудрю нос (вместо Схожу в туалет).
Его попросили из ресторана (вместо Его выгнали).
Примеры:
Схожу попудрю нос (вместо Схожу в туалет).
Его попросили из ресторана (вместо Его выгнали).
Эпитет
Образное определение предмета, действия, процесса, события. Эпитет представляет собой сравнение. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой прилагательное. Однако в его качестве могут использоваться и другие части речи, например, числительные, существительные или глаголы.
Примеры эпитетов:
бархатная кожа, хрустальный звон.
Примеры эпитетов:
бархатная кожа, хрустальный звон.
Эпифора
Повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи. Противоположность анафоры, при которой слова повторяются в начале предложения, строки или абзаца.
Пример:
«Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков..." (Н. В.Гоголь).
Пример:
«Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков..." (Н. В.Гоголь).
Стихотворные размеры
Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.
Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.
Пример:
Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.
Пример:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР
Брахиколон – однодольный стихотворный размер.
Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.
Пример брахиколона:
Лоб –
Мел.
Бел
Гроб.
Спел
Поп.
Сноп
Стрел –
День
Свят!
Склеп
Слеп.
Тень –
В ад!
(В.Ходасевич)
ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Хорей
Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.
Основные размеры:
- 4-стопный
- 6-стопный
- 5-стопный
Пример четырехстопного хорея:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __
Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́
(А.С.Пушкин)
Ямб
Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.
Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.
Основные размеры:
- 4-стопный (лирика, эпос),
- 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),
- 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),
- вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)
Пример четырехстопного ямба:
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /
Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /
(А.С. Пушкин)
Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами):
Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́
(А.С.Пушкин)
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Дактиль
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Основные размеры:
- 2-стопный (в XVIII в.)
- 4-стопный (с XIX в.)
- 3-стопный (с XIX в.)
Пример:
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /
Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /
(М.Ю.Лермонтов)
Амфибрахий
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Основные размеры:
- 4-стопный (начало XIX в.)
- 3-стопный (с середины XIX в.)
Пример:
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /
Не с го́р побежа́ли ручьи́ - __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /
Моро́з-воево́да дозо́ром __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /
Обхо́дит владе́нья свои́. __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /
(Н.А.Некрасов)
Анапест
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Основные размеры:
- 4-стопный (с середины XIX в.)
- 3-стопный (с середины XIX в.)
Пример 3-стопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
(А.Блок)
Сайт "Я знаю!" (литература)
2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР
Брахиколон – однодольный стихотворный размер.
Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.
Пример брахиколона:
Лоб –
Мел.
Бел
Гроб.
Спел
Поп.
Сноп
Стрел –
День
Свят!
Склеп
Слеп.
Тень –
В ад!
(В.Ходасевич)
ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Хорей
Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.
Основные размеры:
- 4-стопный
- 6-стопный
- 5-стопный
Пример четырехстопного хорея:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет ∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __
Ви́хри сне́жныЕ крутя́; ∩́ __ / ∩́ __ / ∩ __ / ∩́
(А.С.Пушкин)
Ямб
Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.
Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.
Основные размеры:
- 4-стопный (лирика, эпос),
- 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.),
- 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.),
- вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.)
Пример четырехстопного ямба:
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
Когда́ не в шу́тку зАнемо́г, __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /
Он Уважа́ть себя́ заста́вил __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
И лу́чше вЫдумАть не мо́г. __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ /
(А.С. Пушкин)
Пример пятистопного ямба (с псевдоударными слогами):
Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать, __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
Но, ка́жетсЯ, нам неЕ за кЕм смотре́ть… __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́ / __ ∩ / __ ∩́
(А.С.Пушкин)
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Дактиль
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Основные размеры:
- 2-стопный (в XVIII в.)
- 4-стопный (с XIX в.)
- 3-стопный (с XIX в.)
Пример:
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники! ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /
Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною… ∩́ __ __ /∩́ __ __ / ∩́ __ __ / ∩́ __ __ /
(М.Ю.Лермонтов)
Амфибрахий
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Основные размеры:
- 4-стопный (начало XIX в.)
- 3-стопный (с середины XIX в.)
Пример:
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром, __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /
Не с го́р побежа́ли ручьи́ - __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /
Моро́з-воево́да дозо́ром __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ __ /
Обхо́дит владе́нья свои́. __ ∩́ __ / __ ∩́ __ / __ ∩́ /
(Н.А.Некрасов)
Анапест
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Основные размеры:
- 4-стопный (с середины XIX в.)
- 3-стопный (с середины XIX в.)
Пример 3-стопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ю — __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
Без конца́ и без кра́ю мечта́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __
И приве́тствую зво́ном щита́! __ __ ∩́ / __ __ ∩́ / __ __ ∩́ /
(А.Блок)
Сайт "Я знаю!" (литература)
Комментариев нет :
Отправить комментарий